ТРАНСФОРМАЦІЯ КОМАНДНОЇ РОЛЬОВОЇ МОДЕЛІ НАУКОВОЇ ШКОЛИ В ЛАНЦЮГ МАРКОВА

Заголовок (російською): 
ТРАНСФОРМАЦИЯ КОМАНДНОЙ РОЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ В ЦЕПЬ МАРКОВА
Заголовок (англійською): 
TRANSFORMATION OF THE TEAM ROLE MODEL OF THE SCIENTIFIC SCHOOL TO THE MARKOV CHAIN
Автор(и): 
Лукъянов Д.В.
Колесников А.Е.
Автор(и) (англ): 
Lukianov Dmytro
Kolesnikov Olexiya
Ключові слова (укр): 
наукові школи; команда; рольова модель; проект; модель Белбін; управління; РМВОК; ланцюга Маркова; наукова проблема
Ключові слова (рус): 
научные школы; команда; ролевая модель; проект; модель Белбина; управление; РМВОК; цепи Маркова; научная проблема
Ключові слова (англ): 
scientific schools; command; Role model; project; the Belbin model; control; PMBOK; Markov chains; Scientific problem
Анотація (укр): 
Розроблено метод перетворення в ланцюг Маркова рольової моделі наукової школи, побудованої на основі аналогії з відомою рольовою моделлю М. Белбіна. Прийнята гіпотеза, що рішення наукових проблем можна розглядати через призму проектного менеджменту у формі проекту. Запропоновано описати взаємодію між учасниками наукового проекту у вигляді орієнтованого графа рольової моделі, представленої в одній з різновидів стандартів з управління проектами, створених на базі стандарту РМВОК. Показано, що орієнтований граф становить основу ланцюга Маркова. Розроблено метод ітераційного рішення системи рівнянь, що описують ланцюг Маркова. Досліджено практичні аспекти діяльності наукових шкіл при реалізації наукових проектів.
Анотація (рус): 
Разработан метод преобразования в цепь Маркова ролевой модели научной школы, построенной на основе аналогии с известной ролевой моделью М. Белбина. Принята гипотеза, что решение научных проблем можно рассматривать в виде проекта через призму проектного менеджмента. Предложено описывать взаимодействие между участниками научного проекта в виде ориентированного графа ролевой модели, представленной в одной из разновидностей стандартов по управлению проектами, созданных на базе стандарта РМВОК. Показано, что ориентированный граф составляет основу цепи Маркова. Разработан метод итерационного решения системы уравнений, описывающих цепь Маркова. Исследованы практические аспекты деятельности научных школ при реализации научных проектов.
Анотація (англ): 
The method of transformation into the Markov chain of the role model of the scientific school, constructed on the basis of the analogy with the known role model of M. Belbin, was developed. A hypothesis has been adopted that the solution of scientific problems can be viewed in the form of a project through the prism of project management. It is proposed to describe the interaction between the participants of the scientific project in the form of an oriented graph of the role model presented in one of the varieties of project management standards created on the basis of the RMRS standard. It is shown that the oriented graph forms the basis of the Markov chain. A method for the iterative solution of a system of equations describing the Markov chain is developed. Practical aspects of the activity of scientific schools in the implementation of scientific projects have been studied.
Публікатор: 
Київський національний університет будівництва і архітектури
Назва журналу, номер, рік випуску (укр): 
Управління розвитком складних систем, номер 32, 2017
Назва журналу, номер, рік випуску (рус): 
Управление развитием сложных систем, номер 32, 2017
Назва журналу, номер, рік випуску (англ): 
Management of Development of Complex Systems
Мова статті: 
Русский
Формат документа: 
application/pdf
Документ: 
Дата публікації: 
25 Сентябрь 2017
Номер збірника: 
Розділ: 
УПРАВЛІННЯ ПРОЕКТАМИ
Університет автора: 
Белорусский государственный университет, Минск; Одесский национальный политехнический университет, Одесса
Литература: 

1.     Маркова, Е. В. Из истории налимовского «незримого коллектива» (о математической теории эксперимента в 1970-1980-х годах) [Текст] // Науковедение. – 2001. – № 4. – С.170-195.

2.     Белбин, Р.М. Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач / Пер. с англ. – М. : HIPPO, 2003 – 315 c.

3.     Доценко, Н.В. Управление компетенциями при формировании команды мультипроекта / Н.В. Доценко, Л.Ю. Сабодаш, И.В. Чумаченко // Восточно-Европейский журнал передовых технологий. – 2013. ‑ № 1/10 (61). – С. 16-19.

4.     Белбин, Р.М. Типы ролей в командах менеджеров / Пер. с англ. – М. : HIPPO, 2003 – 340 c.

5.     Лукьянов, Д.В. Формирование научных школ как команд в контексте проектного подхода [Текст] / Д.В Лукьянов, Е.В. Колесникова // Управління розвитком складних систем. – 2017. – № 30. – С. 54-61. Available at URL: http://urss.knuba.edu.ua/files/zbirnyk-30/9.pdf

6.     Белбин, Р.М. Роли в команде и самооценка предпочитаемых вами ролей [Teкст] // Эффективный менеджер: взгляды и иллюстрации. — Жуковский: МЦДО ЛИНК, 1997.

7.     Шерстюк, О.И. Императив компетентности или равновесие ролей в команде проекта [Teкст] / О.И. Шерстюк, В.Д. Гогунский // Управление проектами: состояние и перспективы: конф. Николаев : НУК, 2013. – С. 390 –391.

8.     Рач, В. А. Контекстно-личностное оценивание компетентности проектных менеджеров с использованием теории нечетких множеств [Текст] / В. А. Рач, О. В. Бирюков // Управління проектами та розвиток виробництва: зб. наук. пр. – Луганськ : СНУ ім. В. Даля. 2009. – № 1 (29). – С. 151 – 169.

9.     Колесникова, Е. В. Матричная диаграмма и «сильная связность» индикаторов ценности в проектах [Teкст] / Е. В. Колесникова, Т. М. Олех // Электротехнические и компьютерные системы. – 2012. – № 7 (83). – С. 148–153.

10.  Лукьянов, Д. В. Оценка эффективности командной работы на стадии инициации проектов / Д.В. Лукьянов, Е.В. Колесникова, О.И. Шерстюк // Управління розвитком складних систем. – 2015. – № 21. С. 37-42. Available at URL: http://urss.knuba.edu.ua/files/zbirnyk-21/9.pdf

11.  Бушуев, С.Д. National Competence Baseline, NCB UA Version 3.1 [Text] / C.ДБушуев, Н.С. Бушуева. – К. : ІРІДІУМ, 2010. – 208 с.

12.  Кошкин, К. В. Когнитивные модели управления жилищно-коммунальным хозяйством как активной системой [Teкст] / К.В. Кошкин, С.А. Макеев, Г.B. Фоменко // Управління розвитком складних систем. – 2011. – № 5. – С. 17 – 19.

13.  Колесникова, Е. В. Трансформация когнитивных карт в модели марковских процессов для проектов создания программного обеспечения / Е. В. Колесникова, А. А. Негри // Управління розвитком складних систем. – 2015. ‑ № 15. – С. 30 – 35. Режим доступа: http://urss.knuba.edu.ua/files/zbirnyk-15/30-35.pdf

14.  Максимов, В.И. Когнитивные технологии для поддержки принятия управленческих решений [Электронный ресурс] / В.И. Максимов, Е.К. Корноушенко, С.В. Качаев / Институт проблем управления РАН. Режим доступа: http://www.iis.ru/events/19981130/maximov.ru

15.  Development of the model of interaction among the project, team of project and project environment in project system [Text] / A. Kolesnіkov, V. Gogunskii, K. Kolesnіkova, D. Lukianov, T. Olekh // Eastern-European Journal of Enterprise Technologies. – 2016. – № 5/9 (83). – Р. 20 – 26. Available at doi: 10.15587/1729-4061.2016.80769

16.  Оборская, А.Г. Модель эффектов коммуникаций для управления рекламными проектами / А. Г. Оборская,
В. Д. Гогунский. // Тр. Одес. политехн. ун-та. – Одесса : ОНПУ, 2005. – С. 31 – 34.

17.  Чернега, Ю. С. Разработка модели деятельности инженера по охране труда с использованием цепей Маркова [Текст] / Ю. С. Чернега, В. Д. Гогунский // Восточно-Европейский журнал передовых технологий. 2014. № 5/3 (71). – С. 39 – 43. DOI 10.15587/ 1729-4061.2014.28023.

18.  Developing a system for the initiation of projects using a Markov chain [Text] / V. Gogunskii, A. Bochkovskii, A. Moskaliuk, O. Kolesnikov, S. Babiuk // Eastern-European Journal of Enterprise Technologies. – 2017. – № 1/3 (85). – С. 25–32. – Available at doi: http://dx.doi.org/10.15587/2312-8372.2017.90971

19.  Sherstyuk, O. Role paradigm of the formation of the project team [Text] / О. I. Sherstyuk, А. V. Oganov // Management of development of complex systems. – 2014. – № 20. – С. 97–101. URL: http://urss.knuba.edu.ua/files/zbirnyk-20/20.pdf

20.  Лук’янов, Д.В. Пріоритети соціальної спрямованості проектів у конкурентному середовищі [Teкст] / Д.В. Лук’янов, К.В. Колеснікова, К.М. Дмитренко // Управління розвитком складних систем. ‑2015. ‑ № 23. – С. 62‑68.

21.  Sherstyuk, O. The research on role differentiation as a method of forming the project team / O. Sherstyuk, Т. Olekh, K. Kolesnikova // Eastern-European Journal of Enterprise Technologies. ‑ 2016. ‑ № 2/3 (80). – С. 63 – 68. Available at doi: 10.15587/1729-4061.2016.65681

References: 

1.    Markova, E. V. (2001). From the history of the Nalimov "invisible collective" (on the mathematical theory of the experiment in the 1970s 1980s). Science management, 4, 170-195.

2.    Belbin, R. M. (2003). Teams of managers. Secrets of Success and the Causes of Failures, M., HIPPO, 315.

3.    Docenko, N.V., Sabodash, L.Yu. & Chumachenko, I.V. (2013). Management of competence at multiproject team building. Eastern-European Journal of Enterprise Technologies, 1/10 (61), 16 19.

4.    Belbin, R. M. (2003). Types of roles in the management teams. М., HIPPO, 340.

5.    Lukianov, D. V. & Kolesnikova, E. V. (2017). Forming of scientific schools as a project team. Management of development of complex systems, 30.

6.    Belbin, R. M. (1997). Roles in the team and self-esteem of your preferred roles. Effective manager: views and illustrations.  Zhukovsky, IODC LINK.

7.    Sherstyuk, O.I, & Gogunsky, V.D. (2013). Imperative competence or the balance of roles in the project team. Project management: status and prospects: conf. Mykolaiv: NUS, 390 –391.

8.    Rach, V.A. & Biryukov, O.V. (2009). Context-personal evaluation of the competence of project managers using the theory of fuzzy sets. Project management and development of production: Science Coll., Lugansk: EUNU. Dal, 1(29), 151–169.

9.    Kolesnikova, K.V. & Olekh, T.M. (2012). Matrix diagram and the "strong connection" indicator value in the projects. Electrical and Computer Systems, 7 (83), 148–153.

10.  Lukyanov, D.V., Kolesnikova, K.V. & Sherstyuk O.I. (2015). Evaluation of the effectiveness of teamwork at the stage of project initiation, Management of development of complex systems, 21, 37–42. URL: http://urss.knuba.edu.ua/files/zbirnyk-21/9.pdf

11.  Bushuyev, S. D. & Bushuyeva, N. S. (2010). National Competence Baseline, NCB UA Version 3.1, К. ІРІДІУМ, 208.

12.  Koshkin, K.V., Makeev, S.A. & Fomenko, G.B. (2011). Cognitive models of management of housing and communal services as an active system. Management of development of complex systems, 5, 17–19.

13.  Kolesnikova, E.V. & Negri, A.A. (2015). Transformation of cognitive maps in the model of Markov processes for software projects. Management of development of complex systems, 15, 30–35.

14.  Maksimov, V.I., Kornoushenko, E.K. & Kachaev, S.V. Cognitive technologies to support the adoption of managerial decisions [Electronic resource]. Institute for Control Sciences, Russian Academy of Sciences. Access mode: http://www.iis.ru/events/19981130/maximov.ru

15.  Kolesnіkov, O., Gogunskii, V., Kolesnikova, K. & etc. (2016). Development of the model of interaction among the project, team of project and project environment in project system. Eastern-European Journal of Enterprise Technologies, 5/9 (83), 20–26. Available at doi: 10.15587/1729-4061.2016.80769

16.  Oborskaya, A.G., & Gogunsky, V.D. (2005). Model of communication effects for managing advertising projects. Pratsi Odessa Polytechnical University, Odessa, ONPU, 2005, 31 34.

17.  Chernega, Yu.S. & Gogunskii, V.D. (2014). Development of activity model of labor safety engineer using Markov chains. Eastern-European Journal of Enterprise Technologies, 5/3 (71), 39–43. doi: 10.15587/1729-4061.2014.28016.

18.  Gogunskii, V., Bochkovskii, A., Moskaliuk, A., Kolesnikov, O., & Babiuk, S. (2017). Developing a system for the initiation of projects using a Markov chain. Eastern-European Journal of Enterprise Technologies, 1/3 (85), 25–32. Available at doi: http://dx.doi.org/10.15587/2312-8372.2017.90971

19.  Sherstyuk, O. & Oganov, А. (2014). Role paradigm of the formation of the project team. Management of development of complex systems, 20, 97–101. URL: http://urss.knuba.edu.ua/files/zbirnyk-20/20.pdf

20.  Lukianov, D.V., Kolesnikova, K. V. & Dimitrenko, K.M. (2015). Priority projects of social orientation in a competitive environment. Management of development of complex systems, 23, 62–68.

21.  Sherstyuk, O., Olekh, Т. & Kolesnikova, K. (2016). The research on role differentiation as a method of forming the project team. Eastern-European Journal of Enterprise Technologies, 2/3 (80), 63 – 68. doi: 10.15587/1729-4061.2016.65681